МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Управление образования Воскресенского муниципального округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение Глуховская средняя школа
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
Протокол №1
от «26» 08 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
директор
________________ Михайлов В.Е.
Приказ № 143-о от «26» 08 2025 г.
Учебный план
реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями
вариант 1 на 2025-2026 учебный год (5-9 классы)
Муниципального общеобразовательного учреждения
Глуховской средней школы
с. Глухово 2025 г.
2
Пояснительная записка к учебному плану
МОУ Глуховской средней школы
на 2025-2026 учебный год
Учебный план МОУ Глуховская СШ для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
(вариант 1) (далее – учебный план) является частью адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями,
вариант 1, 5-9 класс МОУ Глуховская СШ.
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное
время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 в соответствии с
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026, (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2022 г., регистрационный № 71930), с
изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28
февраля 2024 г. № 67 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
адаптированных
образовательных
программ»,
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2024 г.,
регистрационный № 77365), приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17
июля 2024 г. № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
адаптированных
образовательных
программ»,
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 августа 2024 г.,
регистрационный № 79163).
В целях обеспечения коррекции нарушений развития и социальной адаптации
обучающихся при составлении учебных планов были учтены особые образовательные
потребности детей, особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности,
запросы родителей (законных представителей) и общества в целом.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса,
а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Срок обучения по АООП составляет 9 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I классе и 34 учебных
недель в году со II по XII класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов на1 этапе
обучения ( I - IV класс), 5066 академических часов на 2 этапе обучения (V -IX класс).
Организация образовательного процесса регламентируется Учебным планом,
расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются МОУ Глуховская СШ
самостоятельно.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5дней. Пятидневная
рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Обучение проходит в первую смену. Продолжительность перемены между урочной и
внеурочной деятельностью составляет 25 минут.
3
Структура учебного плана
Учебный план состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь
предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных
предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную
коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных
потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и
физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью:
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Внеурочная деятельность обучающихся с нарушением интеллекта формируется из часов,
необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей, и составляет суммарно 10 часов
в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия
коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их
физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный N 61573), действующим до1
января 2027 г.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя
из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию
коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой
учебной нагрузки.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные
организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий,
направленных на их развитие. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности (духовно - нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу
особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных
4
учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей)
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные
программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).
Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской
поддержкой.
5
Учебный план основного общего образования обучающихся АООП с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).V-IX классы
Предметные области
Учебные предметы
Обязательная часть
1.
Язык и речевая Русский язык
практика
Чтение (Литературное чтение)
2. Математика
Математика
Информатика
3. Естествознание
Природоведение
Биология
География
4. Человек и общество
Основы социальной жизни
Мир истории
История Отечества
5. Искусство
Музыка
Рисование (изобразительное искусство)
6. Физическаякультура
Адаптивная физическая культура
7. Технология
Профильный труд
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Количество
часов в неделю
VI
IX
4
4
4
2
2
2
2
2
6
28
4
4
3
1
2
2
2
2
2
7
29
Профильный труд
ИТОГО недельная нагрузка
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия)
Дефектологические занятия
Логопедические занятия
Психологические занятия
Внеурочная деятельность:
2
28
30
1
30
30
6
2
2
2
4
6
2
2
2
4
Всего к финансированию
39
40
6